Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 0

Характеристика членов семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» Достоевского

О чем фрагмент?

Раскольников посещает трактир, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым, который жаждал с кем-нибудь поговорить. Именно в этой сцене герой узнает о семье Сони Мармеладовой и о судьбе самой девушки.

Ее отец в первую встречу с Раскольниковым выглядел неопрятно и неподобающе: он давно не мылся, несколько ночей провел на улице, его костюм был мятый и порванный; лицо стало желто-зеленым, а глаза – красными, в них еще сохранялся ум, но уже вместе с безумством. Мармеладов стал рассказывать о своей жизни. Раньше он работал чиновником, однако потерял место из-за пьянства. От первого брака у него есть дочь Соня, второй раз он женился на вдове Катерине Ивановне с тремя детьми – как он признался, из жалости. Из-за голода и плохих условий для проживания жена заболела чахоткой, а родная дочь вынуждена была пойти на панель, чтобы хоть как-то помочь семье.

Мармеладов признает, что он слабовольный и падший человек, который стал только обузой для родных. Он говорит, что не хочет появляться дома, потому что боится осуждающих взглядов жены, жалкой и гнетущей домашней обстановки, голодных детей.

Родион провожает мужчину до дома, чтобы тот не упал где-нибудь по пути. Увидев мужа, Катерина Ивановна стала его бить и причитать, что он пропил их последние деньги. Раскольников наблюдал за детьми: худые, одетые не по погоде, они выглядели очень болезненно. Мальчик плакал, его успокаивала сестра, а самая маленькая девочка спала на полу. Перед уходом главный герой оставляет Мармеладовым немного денег, чтобы хоть как-то помочь несчастным людям.

Катерина Ивановна

Женщина средних лет, ей около 30-ти. У нее трое малолетних детей от первого брака. Однако на ее долю выпало уже достаточно страданий и горя, испытаний. Но Катерина Ивановна не утратила гордости. Она умна и образованна. В молодости девушкой она увлеклась пехотным офицером, влюбилась в него, убежала из дома, чтобы выйти замуж. Однако муж оказался игроком, в итоге проигрался, его судили и вскоре он умер.

Так Катерина Ивановна осталась одна с тремя детьми на руках. Ей отказались помогать родственники, доходов у нее не было. Вдова с детьми оказались в полной нищете.

Однако женщина не сломалась, не сдалась, смогла сохранить свой внутренний стержень, свои принципы. Достоевский так характеризует Катерину Ивановну словами Сони:

она «… справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!». В крайне бедственном положении вдова встречает Мармеладова, выходит за него замуж, неустанно хлопочет по дому, ухаживая за всеми. Такая тяжелая жизнь подрывает ее здоровье — она заболевает чахоткой и в день похорон Семена Захаровича сама умирает от туберкулеза.

Осиротевших детей отправляют в детский дом.

Образы и символы

  • Образ Мармеладова достаточно типичен для такого типа героев, как «маленький человек»: он всегда работал на низких должностях, получая скудное жалование мелкого чиновника; безвольный и бесхарактерный, он понимает чудовищное положение своей семьи, но все равно оправдывает свое пьянство.
  • В символике романа большую роль играют числа, часто отсылающие к Библии, и данный эпизод не исключение. Например, число три – это символ Святой Троицы, воскрешение было через три дня. С ним связаны предательство и надежда. Мармеладов рассказывает, что раза три к ним в квартиру наведывалась полиция, у Катерины Ивановны три ребенка, дети «по три дня корки не видят» и т.д. Иуда, согласившись выдать Христа, получил тридцать серебряников, Соня от первого клиента получила тридцать целковых, которые отдает мачехе. Тридцать копеек выносит отцу бедная девушка, когда он приходит просить у нее денег на похмелье.
  • Число одиннадцать – символ мученичества и отчаяния. Одиннадцать с половиной рублей смогли достать Соня и Катерина Ивановна, чтобы купить Мармеладову костюм для новой работы, который он впоследствии пропил. В одиннадцать вечера Раскольников приводит своего собеседника домой к жене, где мужчину ждут побои и справедливые упреки.
  • Цветовая символика также очень важна в романе. В эпизоде встречи Раскольникова с Мармеладовым присутствует много черного: черный жилет, черные сухари, черный фрак, черные ногти, темная лестница (хотя в ту пору в Петербурге были белые ночи). Достоевский с помощью этого цвета создает у читателя ощущение грязи, безысходности. В противовес этому Мармеладов описывает Соню как белокурую и бледненькую. Белый в христианстве обозначает чистоту, невиновность, и героиня действительно соответствует этому, несмотря на путь, который ей пришлось избрать. После первого грехопадения девушка по возвращении домой легла на кровать и укрыла лицо зеленым платком. Этим цветом Достоевский подчеркивает ее святость, так как зеленый – это символ Богородицы. Соня в какой-то мере находится под ее защитой. У самого Мармеладова желтое, даже зеленоватое лицо с красными глазами; кроме этого, его руки тоже красные. Все это говорит о его болезненном состоянии.
  • Трактир, в котором встретились герои, был грязный и душный, в нем неприятно пахло закусками. Хозяин заведения щеголял сапогами с красными отворотами и засаленным атласным жилетом, видимо, пытался выглядеть барином. В качестве работников он держал подростков. Когда Мармеладов рассказывал свою историю, посетители трактира собрались вокруг него послушать и посмеяться. Самого героя они называли «забавником», и никто не жалел его несчастных родных.

Семейство Мармеладовых

Мармеладовы занимают практически центральное место в романе, очень тесно связаны с главным героем. Они в судьбе Раскольникова сыграли очень важную роль почти все.

На момент знакомства Родиона с этим семейством, оно состояло из:

Семья Мармеладовых — типичное семейство обывателей-мещан, опустившихся практически на самое дно. Они даже не живут, они – существуют. Достоевский описывает их так: словно они даже не пытаются выжить, а просто обитают в беспросветной нищете — такой семье «идти больше некуда». Страшно даже не столько то, что и дети оказались в таком положении, сколько то, что взрослые словно смирились с таким своим статусом, не ищут выхода, не стремятся выбраться из такого тяжелого существования.

Значение и роль

Сцена встречи Раскольникова и Мармеладова нужна в романе для раскрытия характеров героев – в первую очередь, самого Родиона и Сони. Молодой человек, который задается вопросом, к какой из категории людей он принадлежит («тварь я дрожащая или право имею?») помогает людям, относящимся как раз к «тварям дрожащим». Работа Сони оказывается оправдана нуждами семьи: ее никуда не пристроят и нигде не будут платить достаточно хорошо. Но даже грехопадение не портит девушку, она продолжает поддерживать родных и не винит мачеху за то, что та отправила ее на панель.

Из истории мужчины видно, насколько жестоко обращаются те, у кого есть хоть какая-то власть, с теми, у кого ничего нет. Хозяйка, которая сдает Мармеладовым квартиру, требует выгнать Соню из-за ее работы, потому что их сосед не хочет делить крышу с опороченной девушкой. Бедную вдову, оставшуюся с тремя детьми, никто не поддержал после смерти мужа, и ей приходится выйти замуж за мелкого чиновника, который делает ей предложение из жалости. Сосед избил Катерину Ивановну, но никто не заступился за женщину. Все это только укрепило в Раскольникове уверенность в том, что он поступит правильно, осуществив свой замысел.

Мармеладов и Раскольников

Герой романа встречается с Семеном Захаровичем в трактире. Мармеладов привлек к себе внимание бедного студента противоречивой внешностью и еще более противоречивым взглядом;

«светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Раскольников обратил внимание на пьяненького маленького человечка, выслушал в итоге исповедь Мармеладова, который рассказал о себе, о своей семье. Слушая Семена Захаровича, Родион еще раз понимает, что его теория верна. Студент сам во время этой встречи находится в каком-то странном состоянии: он решился на убийство старухи-процентщицы, движимый «наполеоновской» теорией о сверхлюдях.

Вначале студент видит обычного пьяницу-завсегдатая распивочных. Однако, слушая исповедь Мармеладова, Родион испытывает любопытство к его судьбе, затем проникается сочувствием, причем не только к собеседнику, но и к членам его семьи. И это в том лихорадочном состоянии, когда студент сам сосредоточен только на одном: «быть либо не быть».

Позже судьба сводит героя романа с Катериной Ивановной, Соней. Раскольников помогает несчастной вдове с поминками. Соня же своей любовью помогает Родиону раскаяться, понять, что не все потеряно, что можно еще познать и любовь, и счастье.

Соня Мармеладова

Родная дочь Семена Захаровича, 18-ти лет. Когда ее отец женился на Катерине Ивановне, ей было только четырнадцать. Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала на главного героя огромное влияние, стала для Раскольникова спасением и любовью.

Характеристика

Соня не получила достойного образования, однако она умна, честна. Ее искренность и отзывчивость стали для Родиона примером и пробудили в нем совесть, раскаяние, а затем — любовь и веру. Девушка немало настрадалась в своей столь недолгой жизни, натерпелась от мачехи, но зла не затаила, не обиделась. Несмотря на малообразованность, Соня совсем не глупенькая, она читает, она умница. Во всех испытаниях, выпавших на ее долю за столь короткую пока жизнь, она сумела не потерять себя, сохранила внутреннюю чистоту души, собственное достоинство.

Девушка оказалась способна на полное самопожертвование ради блага ближних; она наделена даром чувствовать чужое страдание как свое. И тогда она менее всего думает о себе, но исключительно о том, как и чем она может помочь тому, кому очень плохо, кто страдает и нуждается еще более, чем она сама.

Соня и ее родные

Судьба словно испытывала девушку на прочность: сначала она стала работать швеей, чтобы помогать своему отцу, мачехе и ее детям. Хотя в то время было принято, что семью должен содержать мужчина, глава семьи, однако Мармеладов оказался абсолютно к этому неспособен. Мачеха болела, ее детки были совсем маленькие. Доход швеи оказался недостаточен.

И девушка, движимая жалостью, состраданием и желанием помочь, идет на панель, получает «желтый билет», становится «блудницей». Она сильно страдает от осознания своего внешнего такого падения. Но ни разу Соня не упрекнула пьяницу-отца или больную мачеху, которые отлично знали, кем теперь работает девушка, но сами ей помочь оказались неспособны. Соня отдает свой заработок отцу и мачехе, прекрасно понимая, что отец эти деньги пропьет, зато мачеха сможет хоть как-то накормить малых своих деток.

Для девушки очень много значила

«мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою». Это удержало Соню от желания покончить с собой из-за столь позорного и бесчестного занятия, которым она оказалась вынуждена заниматься. Девушка сумела сохранить свою внутреннюю нравственную чистоту, сохранить свою душу. А ведь далеко не каждый человек способен сохранить себя, остаться человеком, проходя через все испытания по жизни.

Семен Захарович

Семен Захарович Мармеладов – отец семейства. Автор многое рассказывает о жизни данного персонажа, который впервые появляется в повествовании при встрече с Родионом Раскольниковым. Будучи совершенно бедным, он начинает пить, что и мешает ему получить в дальнейшем работу. У героя нет никаких средств к существованию. Из-за своего пристрастия к алкоголю он фактически делает бедной всю свою семью, из-за чего дочери приходится пойти по желтому билету.

Несмотря на все это, читатель чувствует жалость к Мармеладову, потому что он добр по своей природе. Катерине Петровне он предлагает выйти за него замуж, потому что «не мог смотреть на такое страдание» женщины. Мармеладов способен к милосердию и состраданию, он чутко чувствует все эмоции других людей. Все поступки героя искренни и идут от всей его маленькой души. Да, Мармеладов является именно «маленьким человеком», так часто встречающимся в русской литературе. О том, почему герой запил, ничего автором не сказано, однако читатель понимает, что было что-то такое, что заставило его это сделать. Мармелад противен сам себе, потому что понимает, в какое положение он привел свою семью. По сути он казнит себя самостоятельно. А гибель героя, хоть и случайная, – единственный выход из сложившейся ситуации.

Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/vstrecha-raskolnikova-s-marmeladovym/
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1424-harakteristika-semi-marmeladovyh-prestuplenie-i-nakazanie.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/semya-marmeladovyh-obraz.html

Похожие статьи

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации