Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Правила приветствия и обращения, знакомства и представления

Урок этикета по теме «Я знакомлю разных людей»

  • Захарченко Людмила Михайловна, зам. директора по УВР

Разделы:Внеклассная работа

Современное информированное общество, собственно реальный окружающий мир во всем своем многообразии приближается к ребенку. Ученик должен ориентироваться в мире в соответствии с ростом познавательных потребностей. Курс “Этикет. Правила хорошего тона” для 5–7-х классов мы рассматриваем как один из “кирпичиков” фундамента той системы ценностей, которая должна обеспечить гражданскую позицию человека будущего.

Ученики получают представления об общественных связях, о семье как части общества.

Основная задача курса:

– формирование доступной, целостной картины человеческих взаимоотношений, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

– объяснение некоторых явлений и закономерностей общения;

– умение истолковывать свой собственный опыт, решать на основе своих знаний проблемные творческие задачи при осмыслении мира.

Важно отметить, что на уроках реализуются принципы деятельностной ориентации: принципы обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, опоры на предшествующее развитие, формирование потребности в творчестве и умений творчества.

Цель урока:

– определить правила и способ знакомства и представления разных людей друг другу,

– формировать умения учащихся оценивать ситуацию знакомства и выбирать необходимые для этого средства, работать над развитием коммуникативных умений.

– воспитывать уважение к старшему поколению.

Подготовка к учебно-познавательной деятельности.

– Урок мы начнем с рассмотрения схемы, которую мы получили, работая по теме “Приветствие”.

– Что нужно сделать, чтобы закончить схему? (Записать критерии справа).

– Пожалуйста, назовите. (“Что, как?”)

– Объясните эту схему.

(При выборе слов приветствия нужно учитывать ситуацию: исходя из того, кому и где мы обращаем слова приветствия, зависит, что мы говорим и как (какими средствами) мы это делаем).

– Какие неречевые средства приветствия знаете? (Помахать рукой, кивнуть головой, поклониться, приложить руку к сердцу).

– Скажите, это схема выбора или оценки слов приветствия? (Выбора).

– Что нужно изменить в схеме, чтобы получить схему оценки слов приветствия? (Изменить направление стрелки).

– Почему?

(Теперь мы слышим слова приветствия и оцениваем их по этим критериям).

2) Вспомните некоторые правила приветствия:

– Кто здоровается первым?

– Когда нужно вставать при приветствии?

– О чем говорят эти правила? (Уважение к женщине, уважение к пожилым людям).

– Какой критерий учитывают эти правила? (Кому обращены слова приветствия).

– Итак, в каждой конкретной ситуации нужно обязательно учитывать, с кем мы разговариваем: мужчина это или женщина, пожилой человек или молодой.

3) А сейчас я предлагаю вам выполнить задание, обозначенное на ваших листочках под № 1. Здесь записаны слова, обозначающие людей разного возраста; мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Поставьте номера к каждому слову, исходя из того, кому отдается предпочтение с точки зрения этикета так, чтобы у нас получилась этикетная лесенка:

бабушка,
дедушка,
мама,
девушка,
папа,
молодой человек,
девочка,

мальчик (на доске).

4) Теперь именно про мальчиков решим следующую задачу:

ВовазнаетДиму. ДимазнаетОлега.

– Ктоизнихзнаетдвухмальчиков? (Дима).

– Можно ли с уверенностью сказать, что Вова и Олег знают друг друга?

– Что нужно сделать, чтобы Вова и Олег тоже стали знакомыми? (Познакомить их).

– Поднимите руку, кому уже приходилось знакомить своих друзей?

– Кого еще приходилось знакомить?

Вот сегодня нам и предстоит проверить, насколько правильно мы это делали с точки зрения этикета.

– Сформулируйте тему нашего урока. (Я знакомлю разных людей).

Ваша задача: определить правила и способ знакомства и представления разных людей друг другу.

Усвоение нового.

Рассмотрим конкретную ситуацию знакомства, которую покажут нам _____ (2 ученика): Катя пригласила к себе в гости одноклассника Сашу. Дома у нее мама, роль которой сыграю я. Кате нужно познакомить маму и Сашу.

Заданиеклассу: внимательно слушать, составить краткую схему данных ситуаций.

1-й вариант (сценирование):

– Проходи, Саша. Это моя мама, Наталья Ивановна.

(Маме): Мы с Сашей за одной партой сидим.

2-й вариант (сценирование):

– Проходи, Саша. Мама, это Саша, мы с ним сидим за одной партой.

(Саше): – Мою маму Натальей Ивановной зовут.

1-й вариант – кого знакомила Катя?

– Кого кому она представляла?

МАМА -> САША

2-й вариант – Кого теперь знакомила Катя?

– Кого она представляла в этой ситуации?

МАМА

<-

САША

– Кому?

– Что общего имеют оба варианта? Что различного?

Какой вариант является правильным?

– Почему?

Чтобы ответить на вопрос, обратимся к этикетной лесенке:

мама выше, она здесь важнее, она старше, она женщина, поэтому представлять мальчика нужно ей.

Запишите 1 правило, которое звучит так:

Младшего представляют старшему.

2) Следующая ситуация, которую мы рассмотрим, в задании № 3: Лена и Слава торопились на съемки телепередачи. По дороге Слава встретил своего товарища Витю, с которым они вместе играют во дворе, поздоровался, приостановился. Что ему нужно сказать, чтобы познакомить Лену и Витю?

а) – Витя, познакомься, это Лена. Мы с ней вместе работаем в “Нордике”.

б) – Лена, познакомься, это Витя, мы с ним живем в одном доме.

– Итак, что должен сказать Слава в этой ситуации, кого кому представить? Подумайте (Лене представить Витю: Лена, познакомься, это мой товарищ Витя).

– Почему? (мальчика представляют девочке) – по этикетной лесенке.

3) Следующая ситуация в задании № 4: Однажды к королю, который очень любил новые и красивые платья, привели двух иностранцев: “Ваше Величество, позвольте представить Вам ткачей. Они уверяют, что могут выткать ткань, какой еще свет не видывал”.

– Кого представлял придворный? (Ткачей).

– Кому? (Королю).

– Поднимите руку, кто считает, что представление должно было быть по-другому. (Представление было правильным).

И вы совершенно верно считаете, потому что король в данной ситуации – начальник. А правило звучит так: начальнику представляют подчиненного.

Итак, сколько нужно знать правил, чтобы ориентироваться в речевой ситуации знакомства? (3).

– Что мы рассматривали, чтобы определить эти правила? (Этикетную лесенку, конкретные ситуации).

4) Теперь нужно составить модель ситуации знакомства.

– Сколько человек, как правило, участвуют в ситуации знакомства? (3).

– Определите, какая модель является правильной?

Выбор:

– Вторая.

– Почему? (Тот, кто знакомит, знает обоих, кого он знакомит).

Задание: определить общий принцип в формулировке правил и найти критерии (вопросительные слова), на которые мы должны ориентироваться в ситуации знакомства.

– Найти место этим словам в нашей модели.

Работаем в группах. Время работы – 2 мин.

Проверка:– Что обозначим в первом (верхнем) элементе модели? 

– Справа? – Слева?

Первичная проверка:

– Повторите правила, не глядя в тетрадь, ориентируясь только на модель.

Итак, какие критерии мы учитываем в способе знакомства и представления?

Закрепление.

Проверим действие способа на конкретных ситуациях. Задание № 5: Выбери и запиши по уровням (“королевский”, “наш”, “дружеский”) слова знакомства.

А) – Милый Олень, это и есть Кай, которого я так долго искала. Теперь мы вместе пойдем домой.

Б) – Ваше Величество, теперь я могу говорить. Позвольте представить Вам моих братьев. Это для них я вязала рубашки из крапивы.

В) – Уважаемый сосед, эту девочку зовут Дюймовочка. Она умеет рассказывать красивые сказки и петь песенки.

1. Прочитайте про себя отрывки из сказок под буквами а), б), в).

– Кто автор этих сказочных ситуаций?

2. Каждая ситуация отражает определенный уровень общения:

1-й (какой?) 2-й (какой?)…

1-й ряд: выписать слова знакомства королевского уровня.

2-й ряд: ___________________ нашего уровня.

3-й ряд: ___________________ дружеского уровня.

Проверка: кого кому представляли?

Контроль (выполнение заданий на карточках):

а) Выбери правильное окончание (зачеркнув ненужное), чтобы получилось правило знакомства:

Старш… (ему, его) представляют младш… (ему, его).

Подчинен… (ому, ого) представляют начальник… (у, а).

Девочк… (у, е) представляют мальчик… (у, а).

б) Тебе нужно познакомить разных людей. Покажи стрелочкой (->), кого кому будешь представлять.

Друг (подруга) бабушка.

Друг (подруга) маленькая сестренка.

Кассир директор банка.

Королева придворная дама.

Итог.

– Итак, какие критерии мы учитываем в способе знакомства и представления?

– Вспомните, какие критерии способа приветствия мы использовали сегодня?

– Как получили? Что помогло получить способ? С чего начинали?

– Зачем нам нужно знать способ знакомства и представления?

Домашнее задание: Запиши, что ты будешь говорить, если знакомишь друга (подругу) и бабушку.

Заданиядляучащихсяк урокупотеме: Язнакомлюразныхлюдей.

Задание1.

Прочитайте слова: девушка, мальчик, мама, дедушка, молодойчеловек (юноша), бабушка, девочка, папа.

Определите, кому отдается предпочтение с точки зрения этикета. Распределите слова по порядку.

Задание2.

Ситуация1.

Через минуту начинается родительское собрание. Ваша мама хотела познакомиться с учительницей. Как вы это организуете? Кого будете представлять?

Ситуация2.

Случайно в булочной встретились вы, ваша мама и учительница. Вам хочется познакомить маму и учительницу. Как вы это сделаете? Кого кому будете представлять?

Задание3.

Лена и Слава торопились на съемки телепередачи. По дороге Слава встретил своего товарища Витю, с которым они вместе играют во дворе, поздоровался, приостановился. Что ему нужно сказать, чтобы познакомит Лену и Витю?

а) – Витя, познакомься, это Лена. Мы с ней вместе работаем в “Нордике”.

б) – Лена, познакомься, это Витя, мы с ним живем в одном доме.

Задание4.

Однажды к королю, который очень любил новые и красивые платья, привели двух иностранцев: “Ваше Величество, позвольте представить Вам ткачей. Они уверяют, что могут выткать ткань, какой еще свет не видывал”.

Задание5.

Выбери и запиши по уровням (“королевский”, “наш”, “дружеский”) слова для знакомства:

А) – Милый Олень, это и есть Кай, которого я так долго искала. Теперь мы вместе пойдем домой.

Б) – Ваше Величество, теперь я могу говорить. Позвольте представить Вам моих братьев. Это для них я вязала рубашки из крапивы.

В) – Уважаемый сосед, эту девочку зовут Дюймовочка. Она умеет рассказывать красивые сказки и петь песенки.

Карточкидляконтроля:

Фамилия, имя ______________________________________________ класс __________________________

Задание:

а) Выбери правильное окончание (зачеркнув ненужное), чтобы получилось правило знакомства:

Старш… (ему, его) представляют младш… (ему, его).

Подчинен… (ому, ого) представляют начальник… (у, а).

Девочк… (у, е) представляют мальчик… (у, а).

б) Тебе нужно познакомить разных людей. Покажи стрелочкой (->), кого кому будешь представлять.

Друг (подруга) —— бабушка.

Друг (подруга) —— маленькая сестренка.

Кассир ——— директор банка.

Цель:

– определить правила и способ знакомства и представления разных людей друг другу;

– формировать умения учащихся оценивать ситуацию знакомства и выбирать необходимые для этого средства, работать над развитием коммуникативных умений;

– воспитывать уважение к старшему поколению.

Урокформированияновыхзнаний:

Единица содержания – способ знакомства и представления.

Материал – конкретные ситуации, текстовые задания, записи на доске и в тетради.

Задачи:

– повторение способа выбора и оценки слов приветствия;

– повторение правил приветствия (отвечающие на вопрос кому?);

– составление этикетной лесенки;

– определение способа знакомства и представления разных людей друг другу;

– применение способа на заданных ситуациях;

– рефлексия усвоенности способа.

  Подготовка к учебно-познавательной деятельности Первичная проверка Закрепление Итог Контроль
Подготовить учащихся к основной деятельности: восстановить способ выбора и оценки слов приветствия; повторить правила приветствия; составить этикетную лесенку Определить правила, составить модель способа знакомства и представления разных людей друг другу Установить уровень понимания способа Применение способа на заданных ситуациях Провести рефлексию усвоенности способа и учебной деятельности Закрепить на материале заданной ситуации способ знакомства (на вербальном уровне) Проверить уровень усвонности способа
Содержание образования Способ выбора и оценки слов приветствия Способ знакомства и представления (на вербальном и невербальном уровне) Способ знакомства и представления
Формы работы Фронтальная Фронтальная, индивидуальная, групповая Фронтальная Коллективная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная работа
Методы Репродуктивные частично-поисковые (лесенка, логическая задача) Частично-поисковые (сравнение заданных ситуаций, построение моделей), преобразование формы изученного: перевод его с вербального языка на невербальный (знаковый) Репродуктивные и частично-поисковые, преобразование формы изученного Частично-поисковая Репродуктивные Репродуктивные Частично-поисковые
Межэтапные связи Внутренняя логика:Внешняя логика: Связь содержания (через предметный способ).

Связь материала (ситуации бытового общения; ситуации по сказкам Г. Х. Андерсена)

11.02.2008

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngzanyatie_kultura_obshcheniya.docx 17.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Культура приветствия, обращения и знакомства»

Цель: обратить внимание учащихся на культуру речи, на общепринятые нормы произношения и формы речи, приветствия.

Эпиграф: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).

Ход мероприятия

Ребята! Сегодня мы поговорим о самых распространенных формах речи, потому что выбранные вами обороты речи должны вызывать нужное впечатление у собеседника.

— Как мы приветствуем друг друга, взрослых людей, знакомых? (Здравствуйте! Рад вас видеть! Приветствую вас! Добрый день!)

Приветствие может быть дополнено улыбкой, небольшим поклоном или кивком.

Если расстояние между здоровающимися большое, имеет смысл обменяться поклонами.

— Что такое поклон?

Поклон — это фиксация головы в наклонном положении 1-2 с.

(Дети отрабатывают умение выполнять поклон.)

При приветствии лучше пользоваться традиционным выражением «здравствуйте!». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», т. е. «быть здравым», здоровым. Впервые приветствие встречается в Письменах и бумагах Петра Великого.

В деловом мире распространено приветствие, указывающее на время встречи.

• Доброе утро! (до 12 часов).

• Добрый день! (до 18 часов).

• Добрый вечер! (после 18 часов).

• Доброй ночи! (после 24 часов).

Согласно правилам этикета первым приветствует:

• мужчина — женщину;

• младший по возрасту — старшего.

Обращение к собеседнику — важный момент речевого этикета.

— Какие формы обращения вы знаете?

(Дети называют, например, «по имени и отчеству», «товарищ полковник», «дамы и господа», «ваша честь», «господин» и т. д.)

В западных компаниях, как правило, принято обращение на «ты» и по имени. Помните, что если вам не предложили другой способ обращения, то к старшим по возрасту всегда следует обращаться на «вы».

• «Ты» мы говорим наиболее близким, родным, друзьям, знакомым.

• «Вы» — официальное обращение к кому-либо.

Этикет, или культура знакомства, тоже имеет свои речевые формы.

— Какие речевые формы мы используем?

(Дети перечисляют, при необходимости учитель дополняет.)

• Разрешите с вами познакомиться…

• Меня зовут… Ответная форма:

• Очень приятно…

• Меня зовут…

• Хочу вам представить…

Ситуация 1. Вы едете в транспорте, вам нужно передать деньги на билет.

— Как вы поступите? Как вы обратитесь к соседу по транспорту?

• Прошу вас…

• Будьте добры…

• Будьте любезны…

Ситуация 2. При выходе из кинотеатра, вам наступили на ногу и сразу же извинились.

— Как нужно ответить на извинение?

• Пожалуйста.

• Ничего страшного.

• Не стоит извинения.

Ситуация 3. Ваш одноклассник высказывает мнение, с которым вы не согласны.

— Как вы выразите свое несогласие?

• Я не согласен с тобой, потому что…

• Прости, но ты не совсем прав.

• Вынужден с тобой не согласиться, потому что…

— Как можно выразить словами свое согласие с тем, что вы услышали?

• Вы правы.

• Несомненно.

• У меня нет возражений.

• Я не возражаю…

 «Умеем ли мы общаться? Культура спора»

Цели: дать возможность учащимся посмотреть на себя со стороны; научить быть корректными в споре.

Ход мероприятия

Наше занятие мы начнем с тест. И подумаем, требует ли корректировки ваше умение общаться. Что нужно сделать, чтобы быть приятным в общении? Какие правила необходимо знать, чтобы, спокойно общаясь, можно было решить свои проблемы?

Тест. Отвечайте «да» или «нет».

1. Часто ли я бываю хмурым?

2. Внимательно ли я слушаю своих собеседников?

3. Перебиваю ли я своего собеседника, если мне в голову приходит важная мысль?

4. Внимателен ли я к памятным датам моих родственников, друзей?

5. Всегда ли я стараюсь понять, о чем говорит мой собеседник?

6. Повышаю ли я голос в споре?

7. Обдуманно ли я говорю о других?

8. Приятно ли мне, когда в моем присутствии обсуждают кого-либо?

9. Не оскорбляю ли я своих друзей в споре?

10. Всегда ли я возражаю, когда мне делают замечания?

Подсчитайте количество ответов «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 10.

1—2 «да» — коррекции не требуется, 3 «да» — требуется коррекция отдельных сторон общения, 4—5 «да» — требуется существенная коррекция, «да» — общение неудовлетворительное.

Продолжим наше занятие. Предлагаю вашему вниманию игру-дискуссию. Обсудим тему «Нужна ли школьная форма?».

(Учащиеся делятся на две команды и обсуждают проблему. После игры анализируется поведение учащихся.)

Людям свойственно стремление выговориться, поведать, что на душе накопилось. Но не забывайте о других. Умение слушать их или, если хотите, культура диалога, культура спора всегда пригодится в вашей жизни. Ведь мастерство беседы, по словам Фридриха Шиллера, в том, о чем собеседник «мудро сумел умолчать».

Запомните некоторые правила.

• Умейте слушать собеседника.

• Будьте терпимы к иной точке зрения. (Нетерпимостью отличаются лишь крайне вспыльчивые либо некультурные люди.)

• Избегайте выводов, которые могут обидеть вашего собеседника. Важно следить за тем, как он воспринимает вас. Обиду можно нанести, не повышая голоса, интонацией, которая будет носить для него оскорбительный характер.

• Не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми. Употребляйте такие фразы, как «извините за беспокойство», «пожалуйста», и вы увидите, как меняется климат вокруг вас.

• Не хвастайтесь! Хвастовством не приобрести новых друзей, зато легко потерять старых.

• Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен, безвольный же человек всегда хвастлив, хвастливый, кроме трусости, еще и глуп, а глупый всегда невежествен и бесчестен.

Используемые источники:

  • https://urok.1sept.ru/статьи/505624/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/01/02/kultura-privetstviya-obrashcheniya-i-znakomstva

Похожие статьи

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации