Андрей Смирнов
Время чтения: ~6 мин.
Просмотров: 0

Презентация, доклад Знакомство детей с родным краем

—>Ознакомление дошкольников с родным краем
2014-Авг-03, 16:07
  • отношение к природе родного края, родной страны;
  • отношение к людям, населяющим республику, страну;
  • отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
  • отношение к государственному устройству.
  • обогащать знания детей о родном крае;
  • воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;
  • учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
  • воспитывать интерес и уважение к людям других  национальностей.

В  содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем входят следующие темы:

  • мой дом, моя улица, мой детский сад;
  • город (село), где мы живем (растительный и животный мир, основные производственные учреждения, улицы, памятные места, учреждения культуры, люди и т. д.);
  • наш край (растительный и животный мир, основные производства, труд людей, основные исторические и памятные места, культура, обычаи, язык, народные промыслы, традиции), столица республики (области);
  • Россия (столица, герб и гимн, национальные традиции, защитники Родины; дружба народов);
  • знаменитые люди нашего края и страны,  писатели, художники и т. д.

В соответствии с темой педагог выбирает следующие формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем:

  • экскурсии в музеи, в картинную галерею, по памятным местам; к храмам, на предприятия, организация наблюдений;
  • чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
  • рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;
  • походы в кинотеатры, театры, кафе;
  • туристические походы, организация наблюдений за природой;
  • просмотр слайдов;
  • оформление альбома на заданную тему;
  • праздники, концерты, вечера дружбы;
  • изготовление атрибутов к этим праздникам;
  • оформление в помещении детского сада интерьера избы;
  • фольклорные занятия;
  • рассматривание изделий народного прикладного творчества;
  • изготовление поделок на занятиях по ручному труду;
  • художественная самостоятельная деятельность детей;
  • беседы и разговоры с детьми.

Начиная со старшей группы можно знакомить детей c историей родного города (села): почему возник город (село) на этом месте, объяснить названия города (села) и самых древних улиц, рассказать об основателе города (села). Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом города. Работу по ознакомлению дошкольников  с достопримечательностями родного города желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система, усложняя ее в следующей последовательности:

  • история возникновения города (села): рассказ об истории возникновения города (села) воспитатель начинает с его местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название города (села), называет имя или имена тех, кто город (село) основал;
  • история названия улиц: рассказ о том, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города (села) и страны. Особо следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. Обратить внимание на то, что названия первых городских улиц происходили от профессии мастеров, которые часто селились все вместе, целой улицей (кузнецы – Кузнецкая и т.п.);
  • здания города (села): начать следует с того, что  в городе (селе) много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Рассмотреть наиболее красивые здания, определить их назначение (старинный особняк-музей, вокзал, театр, и т. п.); особо отметить самые древние сооружения, рассказать историю их соз-дания, указать на их отличие от современных зданий;
  • люди, которые  прославили свой город, свою страну; рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам в  этих людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии (портреты); 
  • места отдыха жителей города (села): рассказать о том, где в городе (селе) расположены эти места, причем, сначала предложить детям самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно. Особенно важно остановиться на ознакомлении детей с музеями их города (села), объяснить, что такое музей, для каких целей он создается, когда возник в России  первый музей, какие бывают музеи, и только после этого можно перейти к  рассказу о музеях родного города (села) – краеведческом, картинной галерее и др.

Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому,  составляя рассказ об истории родного края, желательно учитывать следующее:

  • рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом; это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др.;
  • рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами,  активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
  • воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или « Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что они не современники рассказанных событий; 
  • язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые слова, то их необходимо пояснить;
  • рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию.

Как показала практика, ребенок к моменту перехода в начальную школу, то есть к 7 годам, имеет следующие показатели развития: 

  • обладает некоторыми культурно-историческими представлениями об истории своей семьи (где семья жила раньше, чем занимались бабушки и дедушки, чем их жизнь отличалась от нашей и т. п.), об истории улицы, района и города (села), культуре;
  • знает основные символы своего города (села), республики и государства;
  • проявляет интерес и доброжелательно относится к проявлениям других, отличающихся от родной, культур. 

В основу ознакомления с родным краем, таким образом, закладывается принцип тематического планирования по циклам. Темы, входящие в определенный цикл, должны повторятся в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными возможностями. Тематика циклов  непосредственно связана с уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением.

Примерный тематический план по теме: «Семья» в средней группе:     

Примерный тематический план по теме: «Семья» в старшей группе:

Примерный тематический план по теме: «Семья» в подготовительной к школе группе:

Работа в этом направлении  опирается на гармонию семейных отношений. Детям необходимо дать знания о том, что семейный очаг – светло и тепло, дружба и радость общения с близкими людьми. C помощью бесед, колыбельных песен, песен о старших детям прививаются любовь к матери, бабушке, отцу, дедушке. Использование устного народного творчества в беседах с детьми помогает воспитать любовь и уважение к близким, сформировать у ребенка представление о себе как о представителе своего рода.

В  беседах, играх, особенно сюжетно-ролевой игре «Семья», происходит игровое освоение традиций общения в семье, отношений к матери, отцу и другим членам семьи. При составлении вместе с родителями генеалогического дерева (четыре и более поколений), дети узнают сведения о предках, о знатных людях своего рода, их занятиях. Проводятся экскурсии на место работы родителей, организуются совместные с взрослыми праздники, мероприятия и игры. Дети рассказывают о досуге семьи. Через народные сказки, легенды, пословицы и поговорки  ребенок узнает героев эпоса. Совместно с родителями составляет альбомы «Мои имя и фамилия», «Члены моей семьи, их имена и профессии». Традиционно каждый месяц отмечаются дни рождения детей. На них обязательно приглашаются родители именинников, которые угощают детей национальными блюдами.

—>Категория—>:Социально-коммуникативное развитие |
—>Просмотров—>:9760 | —>Загрузок—>: |

—>Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.—>[ —>Регистрация—> | —>Вход—> ] —>

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngproekt_matskevich_t.s.docx 23.65 КБ

Используемые источники:

  • http://www.pedkabinet.ru/load/metodicheskie_rekomendacii/kommunikativno_socialnoe_napravlenie/oznakomlenie_doshkolnikov_s_rodnym_kraem/13-1-0-112
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/14/proekt-oznakomlenie-detey-s-rodnym-kraem-kak-sredstvo-vospitaniya-u

Похожие статьи

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации