Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 0

Собрание-знакомство с родителями 10 класса

Классный час в 10-м классе на тему «Я и другие»

  • Заитова Эльвира Шардиновна, учитель русского языка и литературы

Разделы:Классное руководство

Цель занятия: формирование толерантных отношений друг к другу.

Задачи:

  • Воспитание в детях уважения, внимательности по отношению к окружающим людям.
  • Показать детям значимость отношений между людьми.
  • Дать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Знакомство:

– Здравствуйте, меня зовут Эльвира Шардиновна. Я рада видеть вас здесь. И предлагаю начать нашу работу. Возьмите, пожалуйста, листки бумаги и напишите на них крупно (чтобы было видно всем) свое имя. Напишите то имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли. Сегодня мы проведем тренинг и будем работать в группах. У меня в руках листочки разных цветов, возьмите, пожалуйста, по одному, кому какой цвет нравится. А теперь садитесь так, чтобы взявшие одинаковый цвет были в одной группе. Сначала вспомним правила тренинга, они на экране. Прочитайте их, и все будем придерживаться этих правил: (Приложение 1. Слайд 1)

  • Доверительный стиль общения.
  • Оценивается действие, поведение человека, но не он сам.
  • Активное участие. Быть внимательным к другим.
  • Уважение к говорящему.
  • Каждый имеет право на личное мнение и на поддержку.

2. Определение темы занятия:

– А теперь, ребята. Давайте послушаем сказку и попытаемся ответить на вопрос, почему Психея не смогла найти жениха среди смертных?

(Звучит сказка о Психее)

– Скажите, пожалуйста, почему Психея не смогла найти жениха среди смертных? (Она была другой, не похожей на простых смертных, её считали богиней) – Итак, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? («Я и другие», человек среди людей.) – Давайте, мы с вами определим тему очень коротко: «Я и другие». (Приложение 1. Слайд 2)

3. Работа с эпиграфом

– Как вы понимаете слова французского писателя Француа де Ларошфуко: «Тот, кто думает, что можно обойтись без других, — заблуждается; но ещё сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него»?

4. Работа в группах

– Человек существует среди других людей. Он «питается» открытиями и продуктами человечества. Поэтому его связь с людьми всегда существует. И можно сказать, что другие всегда рядом, а он всегда среди людей.

Задание 1.

– Я и другие. Какие проблемы могут возникнуть в этом взаимоотношении и почему? На листочках напишите проблему такого взаимоотношения, причину возникновения проблемы и пути её решения.

(Работа в группах, обсуждение)

Вывод: (Приложение 1. Слайд 3)

«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними». (Д.Карнеги, американский писатель, автор книги «Как завоевывать друзей и влиять на людях»).

Задание 2.

Продолжите предложения:

  • Если бы не другие люди, я бы никогда…
  • Если бы люди не научились строить дома, я бы…
  • Если бы другой человек не появился мне навстречу, я бы не смог…
  • Если бы меня не окружали добрые люди, я бы, наверное, …

(Работа в группах, обсуждение)

Читает 1 группа. Другие группы читают только то, что не было ещё произнесено.

Вывод: (Приложение 1. Слайд 4) «Обособленный от других человек никогда не достигнет цели». (И.Гёте, немецкий писатель, мыслитель).

– Человек без других людей не может жить. Даже Робинзон Крузо не выжил бы один. Он не был одинок на самом деле, потому что он нес в себе знания, умения, достижения других людей. Если бы не другие люди, он бы погиб на этом острове.

Задание 3.

– А каково расположение других людей для вас? Где вы находитесь среди людей? Нарисуем схематические рисунки: круг обозначает группу «других», где же располагается ваше «я» среди них? Не обсуждайте ваши рисунки, пусть они останутся вашей тайной. (Приложение 1. Слайд 5)

  • «Я» в центре круга;
  • «Я» вне круга;
  • «Я» на краю круга;
  • «Я» где-то в кругу;
  • «Я» вдвоем с кем-то в этом кругу.

Задание 4.

– А теперь определим, как выстраивать свои отношения с другими, если они всё время рядом с нами. Задание «Волшебные пятерки».

(Работа в группах, обсуждение)

Вывод: (Приложение 1. Слайд 6) «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». (Л.Фейербах, немецкий философ).

Задание 5.

Вы уже учитесь в 10 классе. Через год вы окажетесь вдали от близких вам людей. Как вы будете вести себя среди чужих, незнакомых вам людей, они ведь тоже другие?

(Работа в группах, обсуждение)

Вывод: (Приложение 1. Слайд 7) «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого». (Л.Н.Толстой)

Задание 6:

Тест «Удается ли тебе ладить с людьми?»

– Что вы думаете об окружающих вас людях? Хорошо ли относитесь к ним? Считают ли вас общительным, уживчивым? Проверьте себя на этом психологическом тесте.

5. Рефлексия

– Сегодня на классном часу мы опирались на мудрые мысли известных людей. А сейчас вы попробуйте сформулировать вывод этого классного часа, к чему вы пришли, что решили для себя. Постарайтесь так, чтобы я могла использовать ваше высказывание при встречах с другими учащимися.

Вывод: (Приложение 1. Слайд 8) Помни, что кроме тебя на свете существует Другой. Ты для него – тоже Другой. Так помогите друг другу жить хорошо.

6. Заключение

– Классный час хочу закончить стихотворением Б.Окуджавы:

– 2009 год – год молодежи в нашей стране, ваш год, давайте же покажем себя достойными гражданами своей страны и будем добры друг к другу. Желаю вам счастья, удачи, любви, чтобы все у вас было хорошо.

19.06.2009

Предварительный просмотр:

Сценарий часа общения в 10 «Б» классе

Классный руководитель Стеликова Г. В.

Тема занятия: « Я и другие»

Тип занятия: психологический практикум

Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков учащихся, укрепляющих

                      социальные связи

Задачи занятия:

  • Развитие навыков общения
  • Построение конструктивных взаимоотношений между учащимися
  • Адаптация учеников вновь созданном коллективе
  • Ознакомление с понятием «эмпатия»

Оформление:

  • отчёты предыдущих занятий (т.е. продукты творчества ребят)
  • оссоциограмма на слово «самовоспитание»
  • художественная выставка: «Высказывания «Великих» людей в рисунках»
  • доска, маркеры (для фиксации обсуждения)

Анонс предыдущих тем:

«Самовоспитание» — составление оссоциограммы,

                              — определение целей,

                              — прогнозируемые результаты.

«Жизненная позиция» — знакомство с биографией выдающихся людей,

                                         — «мудрые мысли»,

                                         — художественная выставка «Высказывания

                                           «Великих» в рисунках».

«Самооценка» — правила сравнения себя с другими,

                       — диагностика «моё состояние».

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

I. Организационный блок

Вводное слово учителя:На предыдущем занятии мы пришли к выводу, что не всегда нам легко строить отношения с другими людьми. И часто причина непонимания кроится в нас самих. И что общению нужно учиться. Я предлагаю сегодня обсудить тему: «Я и другие».

        В жизни нашего класса произошли изменения. Мы теперь учимся не просто в 10 «Б» классе, а в социально-экономическом классе. Из класса ушли 9 человек: 6 – в техникумы и колледжи, 3 – на филологический профиль. Они сегодня пришли к нам на занятие. Из 9 «А» и «Г» к нам в класс перешли 6 ребят. Вот уже 2,5 месяца 10 «Б» существует в измененном составе. Поэтому цель данного занятия не только развитие определённых навыков общения, но и понимание другого + сотрудничество.

Наше занятие будет проходить в форме психологического практикума. И сегодня мы будем играть, осваивать различные социальные роли и модулировать ситуации.

Но сначала давайте подготовимся к занятию.

II. «Разминка»

Цель: Создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе,

          развитие доверия и поддержки внутри группы.

Необходимое время 10 минут.

Упражнение: «О других с любовью»

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу, посередине стоит

стул, на который ведущий сажает первого ученика (важно, чтобы к нему все относились доброжелательно). Участники делают ему комплименты, говорят, что в нём хорошего. Первый участник выводит за руку второго и сажает на стул… Так продолжается пока «хорошо» не скажут о последнем участнике (обычно, это самый замкнутый ученик).

Упражнение: «Ванька-Встанька»

Процедура проведения: Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.

Ведущий задаёт вопросы всем, побывавшим в центре круга:

  • Кто действительно сумел расслабиться, снять зажимы, довериться людям

в кругу?

Членам  группы надо оценить степень своего доверия по 5-балльной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с «низкой» степенью доверия группе можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им помешало.

Затем, вопросы задаются всем участникам:

  • Какие чувства вы испытывали, когда держали другого человека?

III. Основное содержание занятия

Мотивационный блок

Для дальнейшей работы нужно разделить группу на пары. Желательно, чтобы пары состояли из «новых» и «старых» учеников. Но сделать это нужно

так, чтобы сами участники этого не заметили. Для этого проводим игру «Мы похожи».

Процедура проведения: ведущий вызывает 2 участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Эти участники таким же способом формируют команды. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в командах. Теперь каждый выбирает себе пару из другой команды.

Упражнение “Глаза в глаза”

        Цель: концентрация на мыслях и чувствах другого человека.

Процедура проведения: В течение 3 минут партнёры в паре смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.

Вопросы для обсуждения:

  • Удалось ли кому-то понять друг друга без слов?
  • Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами?
  • Возникает ли ощущение понимания, духовной близости?

Информационный блок

Слово учителя:Как трудно порою понять себя, а ещё труднее понять другого человека. В общении люди проявляют сочувствие, сострадание.

В психологии есть такое понятие – “эмпатия”, то есть искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения.

Если компания, группа, коллектив формируется на этих принципах, то главными критериями отношений будут:

                         —   равноправие,

  • уважение,
  • сотрудничество и солидарность в решении общих

проблем.

Критериями показателя нетерпимости в коллективе является:

  • раздражительность
  • невежливость
  • пренебрежительное отношение к другим
  • оскорбление
  • насмешки

Обсуждение, на каких принципах строятся отношения в нашем классе.

Проблемный блок.

Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением

поставить себя на место другого.

Представьте себе такую ситуацию: один ученик просит у другого списать домашнее задание. При этом чаще всего получает отказ.

Обсуждение ситуации:

  • Представьте себя на месте того и другого. Какие чувства вы испытываете?
  • Какие действия будете предпринимать?
  • Чем закончится конфликт?
  • Как можно избежать конфликта, выйти достойно из конфликтной ситуации?

Вывод: поставить себя на место другого человека – это и есть эмпатия.

Информационный блок

Слово тренера по толерантности, ученика этого класса: бесконфликтное поведение, точки общения, навешивание ярлыков, заполнение поля общения.

1V. Рефлексия занятия

Учащиеся делятся впечатлениями о занятие. Ребята дают оценку самому интересному фрагменту занятия, начиная с фразы: « Мне было интересно, когда…»

Примерный перечень вопросов к группе:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

Учащиеся в течение минуты анализируют свои впечатления о занятии одним словом, например, интересно, полезно и т.д.

V1. Блок домашнего задания.

Притча «Пятьдесят лет вежливости».

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. «Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против её ожидания, он очень обрадовался, поцеловал её руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так её любишь».

Творческое задание:

Проанализировать притчу и дать характеристику героев притчи.

Какое отношение имеет данная притча к нашей теме?

Может быть, кто-нибудь напишет притчу об отношениях в нашем классе.                                    

Используемые источники:

  • https://urok.1sept.ru/статьи/538950/
  • https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/01/07/stsenariy-chasa-obshcheniya-v-10-klasse-ya-i-drugie

Похожие статьи

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации