Содержание
Классный час в 10-м классе на тему «Я и другие»
- Заитова Эльвира Шардиновна, учитель русского языка и литературы
Разделы:Классное руководство
Цель занятия: формирование толерантных отношений друг к другу.
Задачи:
- Воспитание в детях уважения, внимательности по отношению к окружающим людям.
- Показать детям значимость отношений между людьми.
- Дать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Знакомство:
– Здравствуйте, меня зовут Эльвира Шардиновна. Я рада видеть вас здесь. И предлагаю начать нашу работу. Возьмите, пожалуйста, листки бумаги и напишите на них крупно (чтобы было видно всем) свое имя. Напишите то имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли. Сегодня мы проведем тренинг и будем работать в группах. У меня в руках листочки разных цветов, возьмите, пожалуйста, по одному, кому какой цвет нравится. А теперь садитесь так, чтобы взявшие одинаковый цвет были в одной группе. Сначала вспомним правила тренинга, они на экране. Прочитайте их, и все будем придерживаться этих правил: (Приложение 1. Слайд 1)
- Доверительный стиль общения.
- Оценивается действие, поведение человека, но не он сам.
- Активное участие. Быть внимательным к другим.
- Уважение к говорящему.
- Каждый имеет право на личное мнение и на поддержку.
2. Определение темы занятия:
– А теперь, ребята. Давайте послушаем сказку и попытаемся ответить на вопрос, почему Психея не смогла найти жениха среди смертных?
(Звучит сказка о Психее)
– Скажите, пожалуйста, почему Психея не смогла найти жениха среди смертных? (Она была другой, не похожей на простых смертных, её считали богиней) – Итак, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? («Я и другие», человек среди людей.) – Давайте, мы с вами определим тему очень коротко: «Я и другие». (Приложение 1. Слайд 2)
3. Работа с эпиграфом
– Как вы понимаете слова французского писателя Француа де Ларошфуко: «Тот, кто думает, что можно обойтись без других, — заблуждается; но ещё сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него»?
4. Работа в группах
– Человек существует среди других людей. Он «питается» открытиями и продуктами человечества. Поэтому его связь с людьми всегда существует. И можно сказать, что другие всегда рядом, а он всегда среди людей.
Задание 1.
– Я и другие. Какие проблемы могут возникнуть в этом взаимоотношении и почему? На листочках напишите проблему такого взаимоотношения, причину возникновения проблемы и пути её решения.
(Работа в группах, обсуждение)
Вывод: (Приложение 1. Слайд 3)
«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними». (Д.Карнеги, американский писатель, автор книги «Как завоевывать друзей и влиять на людях»).
Похожие статьи
Задание 2.
Продолжите предложения:
- Если бы не другие люди, я бы никогда…
- Если бы люди не научились строить дома, я бы…
- Если бы другой человек не появился мне навстречу, я бы не смог…
- Если бы меня не окружали добрые люди, я бы, наверное, …
(Работа в группах, обсуждение)
Читает 1 группа. Другие группы читают только то, что не было ещё произнесено.
Вывод: (Приложение 1. Слайд 4) «Обособленный от других человек никогда не достигнет цели». (И.Гёте, немецкий писатель, мыслитель).
– Человек без других людей не может жить. Даже Робинзон Крузо не выжил бы один. Он не был одинок на самом деле, потому что он нес в себе знания, умения, достижения других людей. Если бы не другие люди, он бы погиб на этом острове.
Задание 3.
– А каково расположение других людей для вас? Где вы находитесь среди людей? Нарисуем схематические рисунки: круг обозначает группу «других», где же располагается ваше «я» среди них? Не обсуждайте ваши рисунки, пусть они останутся вашей тайной. (Приложение 1. Слайд 5)
- «Я» в центре круга;
- «Я» вне круга;
- «Я» на краю круга;
- «Я» где-то в кругу;
- «Я» вдвоем с кем-то в этом кругу.
Задание 4.
– А теперь определим, как выстраивать свои отношения с другими, если они всё время рядом с нами. Задание «Волшебные пятерки».
(Работа в группах, обсуждение)
Вывод: (Приложение 1. Слайд 6) «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». (Л.Фейербах, немецкий философ).
Задание 5.
Вы уже учитесь в 10 классе. Через год вы окажетесь вдали от близких вам людей. Как вы будете вести себя среди чужих, незнакомых вам людей, они ведь тоже другие?
(Работа в группах, обсуждение)
Вывод: (Приложение 1. Слайд 7) «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого». (Л.Н.Толстой)
Задание 6:
Тест «Удается ли тебе ладить с людьми?»
– Что вы думаете об окружающих вас людях? Хорошо ли относитесь к ним? Считают ли вас общительным, уживчивым? Проверьте себя на этом психологическом тесте.
5. Рефлексия
– Сегодня на классном часу мы опирались на мудрые мысли известных людей. А сейчас вы попробуйте сформулировать вывод этого классного часа, к чему вы пришли, что решили для себя. Постарайтесь так, чтобы я могла использовать ваше высказывание при встречах с другими учащимися.
Вывод: (Приложение 1. Слайд 8) Помни, что кроме тебя на свете существует Другой. Ты для него – тоже Другой. Так помогите друг другу жить хорошо.
6. Заключение
– Классный час хочу закончить стихотворением Б.Окуджавы:
– 2009 год – год молодежи в нашей стране, ваш год, давайте же покажем себя достойными гражданами своей страны и будем добры друг к другу. Желаю вам счастья, удачи, любви, чтобы все у вас было хорошо.
19.06.2009
Предварительный просмотр:
Сценарий часа общения в 10 «Б» классе
Классный руководитель Стеликова Г. В.
Тема занятия: « Я и другие»
Тип занятия: психологический практикум
Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков учащихся, укрепляющих
социальные связи
Задачи занятия:
- Развитие навыков общения
- Построение конструктивных взаимоотношений между учащимися
- Адаптация учеников вновь созданном коллективе
- Ознакомление с понятием «эмпатия»
Оформление:
- отчёты предыдущих занятий (т.е. продукты творчества ребят)
- оссоциограмма на слово «самовоспитание»
- художественная выставка: «Высказывания «Великих» людей в рисунках»
- доска, маркеры (для фиксации обсуждения)
Анонс предыдущих тем:
«Самовоспитание» — составление оссоциограммы,
— определение целей,
— прогнозируемые результаты.
«Жизненная позиция» — знакомство с биографией выдающихся людей,
— «мудрые мысли»,
— художественная выставка «Высказывания
«Великих» в рисунках».
«Самооценка» — правила сравнения себя с другими,
— диагностика «моё состояние».
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
I. Организационный блок
Вводное слово учителя:На предыдущем занятии мы пришли к выводу, что не всегда нам легко строить отношения с другими людьми. И часто причина непонимания кроится в нас самих. И что общению нужно учиться. Я предлагаю сегодня обсудить тему: «Я и другие».
В жизни нашего класса произошли изменения. Мы теперь учимся не просто в 10 «Б» классе, а в социально-экономическом классе. Из класса ушли 9 человек: 6 – в техникумы и колледжи, 3 – на филологический профиль. Они сегодня пришли к нам на занятие. Из 9 «А» и «Г» к нам в класс перешли 6 ребят. Вот уже 2,5 месяца 10 «Б» существует в измененном составе. Поэтому цель данного занятия не только развитие определённых навыков общения, но и понимание другого + сотрудничество.
Наше занятие будет проходить в форме психологического практикума. И сегодня мы будем играть, осваивать различные социальные роли и модулировать ситуации.
Но сначала давайте подготовимся к занятию.
II. «Разминка»
Цель: Создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в группе,
развитие доверия и поддержки внутри группы.
Необходимое время 10 минут.
Упражнение: «О других с любовью»
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу, посередине стоит
стул, на который ведущий сажает первого ученика (важно, чтобы к нему все относились доброжелательно). Участники делают ему комплименты, говорят, что в нём хорошего. Первый участник выводит за руку второго и сажает на стул… Так продолжается пока «хорошо» не скажут о последнем участнике (обычно, это самый замкнутый ученик).
Упражнение: «Ванька-Встанька»
Процедура проведения: Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.
Ведущий задаёт вопросы всем, побывавшим в центре круга:
- Кто действительно сумел расслабиться, снять зажимы, довериться людям
в кругу?
Членам группы надо оценить степень своего доверия по 5-балльной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с «низкой» степенью доверия группе можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им помешало.
Затем, вопросы задаются всем участникам:
- Какие чувства вы испытывали, когда держали другого человека?
III. Основное содержание занятия
Мотивационный блок
Для дальнейшей работы нужно разделить группу на пары. Желательно, чтобы пары состояли из «новых» и «старых» учеников. Но сделать это нужно
так, чтобы сами участники этого не заметили. Для этого проводим игру «Мы похожи».
Процедура проведения: ведущий вызывает 2 участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Эти участники таким же способом формируют команды. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в командах. Теперь каждый выбирает себе пару из другой команды.
Упражнение “Глаза в глаза”
Цель: концентрация на мыслях и чувствах другого человека.
Процедура проведения: В течение 3 минут партнёры в паре смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.
Вопросы для обсуждения:
- Удалось ли кому-то понять друг друга без слов?
- Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами?
- Возникает ли ощущение понимания, духовной близости?
Информационный блок
Слово учителя:Как трудно порою понять себя, а ещё труднее понять другого человека. В общении люди проявляют сочувствие, сострадание.
В психологии есть такое понятие – “эмпатия”, то есть искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения.
Если компания, группа, коллектив формируется на этих принципах, то главными критериями отношений будут:
— равноправие,
- уважение,
- сотрудничество и солидарность в решении общих
проблем.
Критериями показателя нетерпимости в коллективе является:
- раздражительность
- невежливость
- пренебрежительное отношение к другим
- оскорбление
- насмешки
Обсуждение, на каких принципах строятся отношения в нашем классе.
Проблемный блок.
Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением
поставить себя на место другого.
Представьте себе такую ситуацию: один ученик просит у другого списать домашнее задание. При этом чаще всего получает отказ.
Обсуждение ситуации:
- Представьте себя на месте того и другого. Какие чувства вы испытываете?
- Какие действия будете предпринимать?
- Чем закончится конфликт?
- Как можно избежать конфликта, выйти достойно из конфликтной ситуации?
Вывод: поставить себя на место другого человека – это и есть эмпатия.
Информационный блок
Слово тренера по толерантности, ученика этого класса: бесконфликтное поведение, точки общения, навешивание ярлыков, заполнение поля общения.
1V. Рефлексия занятия
Учащиеся делятся впечатлениями о занятие. Ребята дают оценку самому интересному фрагменту занятия, начиная с фразы: « Мне было интересно, когда…»
Примерный перечень вопросов к группе:
- Как вы себя чувствуете?
- Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
Учащиеся в течение минуты анализируют свои впечатления о занятии одним словом, например, интересно, полезно и т.д.
V1. Блок домашнего задания.
Притча «Пятьдесят лет вежливости».
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. «Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против её ожидания, он очень обрадовался, поцеловал её руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так её любишь».
Творческое задание:
Проанализировать притчу и дать характеристику героев притчи.
Какое отношение имеет данная притча к нашей теме?
Может быть, кто-нибудь напишет притчу об отношениях в нашем классе.
Используемые источники:
- https://urok.1sept.ru/статьи/538950/
- https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/01/07/stsenariy-chasa-obshcheniya-v-10-klasse-ya-i-drugie