Андрей Смирнов
Время чтения: ~6 мин.
Просмотров: 8

Тема № 10. Звуки [Т], [Т’]; [Т] — [Т’]. Буква Т — 13 Апреля 2014 — ЛОГОПЕД ДОМА

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки т, ть и буква т»

Тема: «Звуки [т], [т’]. Буква Т»

Цель: знакомство со звуками [т], [т’] и буквой Т (тэ).

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

</ul>

— повторить ранее изученный материал;

— познакомить со звуками [т], [т’], буквой Т (тэ);

— освоить послоговой способ чтения.

Коррекционно-развивающие:

</ul>

— развивать психические процессы: память, мышление, внимание, воображение;

— развивать фонематическое восприятие;

— развивать умение образовывать существительные единственного числа без окончаний.

— развивать навыки звукового анализа и синтеза: развивать способность подбирать слова к пятизвуковой модели;

— совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв;

— развивать общую и мелкую моторику, развивать координацию движений, умения выполнять действия в соответствии с текстом.

Коррекционно-воспитательные:

</ul>

— воспитывать умение работать в коллективе;

— воспитывать умение слушать и слышать.

Прогнозирование результатов: дети познакомятся со звуками знакомство со звуками [т], [т’] и буквой Т (тэ), могут научиться образовывать существительные единственного числа без окончаний, подбирать слова к пятизвуковой модели, анализировать предложение и составлять его из букв,

Оборудование: мяч, доска, мел, столы, стулья, фишки красного, зеленого синего цвета, кассы букв, схемы для анализа предложения, буква Т, семена.

Ход занятия:

Организационный момент (настрой на занятие):

</ol>

Дети здороваются.

Игра с мячом «Один — много»

</ul>

Вспомним игру «Один – много», но немного изменим правило. Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают много предметов, а вы, бросая мяч, будете мне называть слово, которое обозначает один предмет:

банты – бант, бинты – бинт, букеты –букет, винты – винт, листы –лист, билеты – билет, кусты – куст, болты – болт, жакеты – жакет, мосты – мост, торты – торт, халаты – халат, посты – пост, зонты – зонт, аисты – аист.

Повторение ранее изученного материала:

</ol>

— Какие звуки и букву изучали на прошлом занятии? ( На прошлом занятии изучали звуки [д], [д’] и букву Д (дэ)

— Что вы можете сказать о звуках [д], [д’]? (Звук [д] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом. Звук [д’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом).

— На что похожа буква Д (дэ) (Буква Д (дэ) похожа на дом или на трубу)

Изучение нового материала:

</ol>

— Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками и буквой, а с какими, вы догадаетесь, если отгадаете загадку и в ответе найдете первый звук. Готовы? (да)

Загадка:

</ul>

По небесам оравою бегут мешки дырявые.

И бывает иногда из мешков бежит вода.

Спрячемся получше от дырявой…(тучи)

— Кто догадался, какая тема сегодняшнего занятия? («Звуки [т], [т’]. Буква Т»)

— Умницы.

Характеристика звуков [т], [т’]:

</ul>

— Что вы можете сказать о звуках [т], [т’]? (Звук [т] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом).

Знакомство с буквой Т (тэ):

</ul>

-Звуки [т] – [т’] обозначаются буквой Т (тэ). Вот так выглядит буква Т (тэ). (показ)

— Послушайте стихотворение о букве:

Буква «Тэ» сТоиТ как сТолик,

Или с полочкою сТолбик.

На сТолесТоиТсТАкан,

А в сТакане Том – ТЮЛЬПАН

На антенну «Т» похожа,

И на зонт, как будто, тоже.

-На что похожа печатная буква Т? ( антенна, зонт, столик и т.д.)

Закрепление:

</ol>

Выкладывание буквы Т из семян:

</ul>

— У вас на столах лежат семена. Составьте с помощью них букву Т (тэ) .

Послоговое чтение:

</ul>

— Посмотрите на доску. Прочитаем слоги с новой буквой. (Дети читают вслух по одному):

Та Ти

Ты Ту

То Те

Развитие фонематического восприятия:

</ul>

а) повторить цепочку: ат-ат-та, та-та-ат, ат-ат-та и т.д.

б) повторить имена только со звуком [т] : Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля, Толя, Тася, Вася, Ася, Тося, Ната, Паша, Наташа;

в) заменить первый звук в словах на [т]: банк –…, раз –…, санки –…,

куча –…, лапки –…, ком –…, почка –…, пачка – …, сорт –…

Физкультминутка:

</ul>

Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.

Наши ножки постучали дружно, веселее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, ниже опустились.

Завертелись, завертелись и остановились.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Игра «Назови слова»

</ul>

На доске из фишек выкладываю схему слова в следующей последовательности: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный звуки.

— Ребята, посмотрите, перед вами схема. Сколько звуков в слове? (5)

— Какой 1, 2, 3, 4, 5 звук? (1 — мягкий согласный звук, 2 – гласный звук, 3 — твердый согласный звук, 4 — твердый согласный звук, 5 — гласный звук)

— Сколько слогов в этом слове? (2 — сколько гласных, столько и слогов)

— Придумайте как можно больше слов по данной модели. (ответы детей: мишка, миска, киска, лепка, ветка, ведро, юбка, нитка, чашка и т.д.)

Графическая запись предложения:

</ul>

Послушайте предложение: «Детям дали торт».

— Назовите первое слово…(детям).

— Назовите второе слово…(дали).

— Назовите третье слово… (торт).

— Сколько слов в этом предложении? (3).

— Давайте еще раз повторим предложение: «Детям дали торт». (Дети повторяют предложение).

— В каком слове есть звук [т] или [т’] ? (детям).

— В слове «детям» какой звук? ([т’] – мягкий)

— Слово «детям» какое по счету в этом предложении? (1).

— Еще в каком слове есть звук [т]или [т’] ?(торт)

— В слове «торт» звук [т] или [т’]? ([т] – твердый)

— Слово «торт» какое по счету в этом предложении? (3).

— Выложите схему этого предложения. (Дети выкладывают схему предложения на своих местах, один ребенок работает у доски).

— Правильно ли Маша выложила схему этого предложения? (Да).

— Сравните свои работы с работой Маши, все ли у вас правильно? (Да).

— Молодцы! А теперь еще раз внимательно посмотрите и послушайте предложение: «Детям дали торт». Егор работает у доски, остальные работают на своих местах. Составьте это предложение из букв. Будьте внимательны.

После выполнения задания дети сравнивают свои работы, исправляют ошибки.

Итог:

</ol>

— С какими звуками мы сегодня познакомились? (со звуками [т’], [т]).

— Какой он? (Звук [т] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом).

— Какой буквой обозначаем звуки [т’], [т]? (буквой Т (тэ)

— На что похожа буква Т (тэ)? (На антенну, стол, зонт и т.д.).

— Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

— Что для вас показалось сложным?

— Как вы думаете, кто хорошо занимался сегодня на занятии?

— Кому надо немножечко постараться?

— Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngtema_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti1.doc 43 КБ

Используемые источники:

  • https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-zaniatiia-po-obuchieniiu-ghramotie-zvuki-t-t-i-bukva-t.html
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2015/06/21/nod-zvuk-t-bukva-t

Похожие статьи

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации