Андрей Смирнов
Время чтения: ~9 мин.
Просмотров: 0

Урок для начальных классов «Число и цифра 9»

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngtsifra_9.docx 18.95 КБ
x-office-presentation.pngcifra_9_chislo_9_sayt.pptx 2.88 МБ

Поиск ассоциаций для облегчения понимания

Чтобы ребенку было легче выучить и запомнить девятку, нужно провести ряд ассоциаций со знакомыми предметами и явлениями. В этом помогут стихотворения и картинки с числом 9.

Следует обратить внимание ребенка на то, что 9 похожа на перевернутую шестерку.

Можно также провести параллель между девяткой и буквой Д. Таким образом, ребенок будет быстрее запоминать не только числа, но и буквы.

В качестве примеров того, на что похожа 9, можно привести:

  • запятую;
  • голову слона с хоботом;
  • половину кренделька;
  • клубок с ниткой;
  • рыбу, пойманную на крючок;
  • морского конька;
  • число 0 с хвостиком;
  • открытый замок;
  • ухо;
  • серьгу и т.п.

Благодаря ассоциативному мышлению процесс запоминания существенно облегчается.

9-2-638.jpg

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «Число и цифра 9».

Занятие по математике для детей старшей группы детского сада.

Программное содержание:

1. Познакомить с составом числа 9.

2. Познакомить с цифрой 9.

3. Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке, и от любого  

    числа.

4. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур.

5. Развивать глазомер

6. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы.

Демонстрационный материал: мяч, магнитная доска, магнитная мозаика, маркеры, цифры от 1 до 9.

Раздаточный материал: листы бумаги, цветные фишки, карандаши, рабочая тетрадь, фасоль, счётные палочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент /психологический настрой/:

«Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас, математика сейчас».

Игра «Считай дальше».

Дети стоят в кругу и ведут счёт /передавая мяч друг другу/: по порядку от 1 до 10, обратный счёт, счёт с заданием /от 3 до 7, от 9 до 4/.

Задание на магнитной доске / на доске выложен числовой ряд/.

— Соедини цифру и количество предметов.

— Назови соседей цифры.

— Назови последующую (за) цифрой 7, 5.

— Назови предыдущую (перед) цифру 4, 7.

— Назови число больше 6, 3, меньше 8, 5.

— Какая цифра стоит слева от 3, справа от 7.

Следующее задание дети выполняют за столами.

«Вот задание. Слушайте внимательно /повторение образования чисел 7 и 8/.

• Шесть грибов нашел Вадим,

  А потом еще один.

  Вы ответьте на вопрос,

  Сколько он грибов принес? (7)

  Покажите с помощью красных фишек, сколько грибов нашел Вадим сначала? (6)

— Сколько он нашел потом? (1) (положите синюю фишку)

-Сколько грибов он нашел всего? Докажите (6+1= 7)

            • Семь малюсеньких котят

              Что дают им – все едят,

              А один сметаны просит

              Сколько всех котят? (8)

      А как вы получили число 8? Покажите с помощью палочек? (7+1=8)

• У наседки моей

  Восемь славных детей

  Восемь милых, послушных цыплят

  Кто уметь считать?

  Кто мне может сказать?

  Сколько птиц поспешило гулять? (9)

  Как получилось число 9? (8+1=9)

«Ребята, посмотрите на цифру 9 /используется монитор ноутбука, цифра 9 разными способами написания.

Обведите цифру 9 в воздухе пальчиком. Запомните написание цифры 9.

• На какой предмет цифра 9 похожа? /крючок/

• На какую цифру похожа цифра девять? (находят цифру 6 и ставят рядом с цифрой 9.)

• Чем отличаются цифры девять и шесть?

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:

«Цифра «девять», иль девятка — Цирковая Акробатка,

Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет».

/Предложить детям посмотреть видеоролик «Девятка-акробатка»/

Где мы встречаем цифру 9? (Номер на доме и на дверях квартиры, на часах,  День Победы? /9 мая/. А бывает 9-ый день недели? Почему? В неделе только 7 дней. Как можно показать цифру 9? Написать, нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина) А мы выложим цифру 9 из фасоли.

/Дети выкладывают за столами цифру 9 из фасоли/.

Физ. Минутка «Как живёшь?» (повторяется 2 раза).

«На каждый вопрос нужно отвечать «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.

Как живешь?.. А идёшь?.. Как бежишь?.. А плывёшь?

Ждёшь обед?.. Машешь вслед?.. Утром спишь?.. Как шалишь?..»

«Пошалили мы сейчас, но занятие у нас.

Успокоиться охота и приняться за работу!».

Игровое упражнение «Зоопарк».

На столе игрушки  животных: волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, кролика.

Воспитатель предлагает детям: «Рассмотрите животных. На какие две группы можно разделить животных? /дикие и домашние/. Давайте диких животных поселим в наш «Зоопарк».

Дети игрушки  диких животных помещают в «Зоопарк». Затем воспитатель уточняет:

• «Сколько всего животных в нашем зоопарке? /9/

• Какой цифрой можно обозначить число девять? /9/

Ребята для того, чтобы посетители в зоопарке знали куда идти, где посмотреть животных рисуют план зоопарка. Мы с вами так же нарисуем план нашего зоопарка. Мы будем его рисовать из геометрических фигур. Сначала вспомним какие фигуры вы знаете.

/Предложить детям видеоролик «Геометрические фигуры»/

Игровое упражнение «План зоопарка» /на листе нарисовать геометрические фигуры/

 Воспитатель просит детей разместить геометрические фигуры на территории «зоопарка» (на листах бумаги):

—   круг в центре листа;

—  ромб в левом верхнем углу;  

-— овал в нижнем правом углу;

—  2 квадрата в левом нижнем углу;

—  прямоугольник вверху листа;

—  2 треугольника внизу листа.

Сколько животных мы отметили на плане /8/. А сколько у нас животных в зоопарке? /9/. Сколько животных не хватает? /1/ Необходимо его отметить на плане. Сами отметьте любую геометрическую фигуру в свободном углу, а какой у нас угол на листе бумаги  свободный? /дети отвечают — правый верхний/.

Воспитатель подводит итог: сколько геометрических фигур вы нарисовали? /9/

Следующее задание /выполняется с помощью «Цветных палочек

«Нужно взять палочку 9 и выложить её с помощью двух других палочек» /4и5,1и8,6и3…/

Следующее задание – работа в тетради/задание «Цифра 9»/

— Посчитать предметы /штриховка определённых предметов/

— Обвести цифру 9.

— Заштриховать «соседей» цифры 9.

В процессе выполнения заданий выполняется пальчиковая гимнастика:

«Стоит в поле теремок /пальцы двух ладоней встречаются друг с другом/

  На двери весит замок /ладони встречаются в общем кулаке/

  Кто его открыть бы смог? /крутим кулак в разные стороны/

  1 2 3 4 5 – замок будем открывать!/пальцы вновь встречаются друг с другом/»

Занятие заканчивается опросом:

— С какой цифрой мы познакомились?

— Сколько предметов обозначается этой цифрой?

— Как получить число 9?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Простые задачи для числительного

Простые задачи для дошкольников помогут освоить новый материал:

  1. В будке было 6 щенят. Потом туда принесли еще 3 щенков. Сколько щенков находится в будке?
  2. На листе бумаги нарисованы маленькие домики. В некоторых из них есть числа, а в других нет. Нужно вернуть недостающие знаки в домики, записав их в нужное поле.
  3. Необходимо решить следующие примеры: 8+1, 5+4, 6+3, 7+2.
  4. У Светы в коробке было 3 карандаша. Женя дал ей 6 карандашей. Сколько карандашей стало в коробке у Светы?
  5. На дереве висело 9 спелых груш. 2 сорвал Максим, 3 забрала мама для пирога. Сколько груш осталось на дереве?
  6. Дети сорвали на грядке 8 красных помидоров и 1 зеленый. Сколько всего помидоров собрали дети?

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Посчитай, сколько фигур в жителях Геометрической страны.

Слайд 3

В гости к нам пришла девятка – Цирковая акробатка. Если на голову станет, Цифрой шесть девятка станет. С. Маршак «Число 9. Цифра 9.»

Слайд 4

Алгоритм 1 . Письмо цифры 2 . Числовой отрезок 3 . Состав числа

Слайд 6

1 3 2 4 6 5 8 = ? 9 +1 9 +1 7 8

Слайд 7

8 + 1 = 9 1 + 8 = 9

Слайд 8

7 9 = 2 + 7 2 + = 9

Слайд 9

6 + 3 = 9 6 6 3 + =

Слайд 10

9 = 4 + 5 9 = 5 + 4

Слайд 11

9 1 7 3 4 8 2 6 5 1 8 7 2 3 6 4 5

Слайд 12

А И З Ж Е Д Г В Б Стр. 19 N 3 Африка

Слайд 15

День Победы

Слайд 16

9 5 ? 4

Слайд 17

9 3 ? 6

Слайд 18

9 8 ? 1

Слайд 19

9 7 ? 2

Слайд 20

о ц о л м д ы

Слайд 21

часы http ://www.freeware.ru/Images/26614_sclock-7_screen.gif http://www.alltime.ru/obj/catalog/clock/rhythm/img/big/CMG881CR18.jpg http://www.alltime.ru/obj/catalog/clock/rhythm/img/big/CMG407NR19.jpg http:// m.io.ua/img_aa/medium/0921/55/09215574.jpg http:// www.svstime.ru/admin/pictures/99153b.jpg http :// www.eratime.ru/files/image/catalogue/889748594.jpg http://www.rhythm-co.ru/goods_pictures/1786.jpg http://www.admos-gifts.ru/i/goods/g/03.jpg шкатулки http:// content.podarki.ru/goods-images/9d3d3b7f-3205-4171-a40a-08fe505c92ac.jpg http :// chart.com.ua/templates/images/price/9095427527363.jpeg http://1.imgbb.ru/4/2/a/42a72aa606f8b28f026106e7bb9696e5.jpg http://www.beadcave.com/julia/_boxes/07e.jpg http://www.1001suvenir.ru/files/products/6899_big.jpg Вазы http:// dic.academic.ru/pictures/wiki/files/67/Chinese_vase.jpg http:// open.az/uploads/posts/2008-08/thumbs/1219667438_k2.jpg http:// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/64/3/64003332_022724189.png http:// steklokeramika.narod.ru/belhudkeramika/foto_big/vazochka1312a.jpg http://bigpodarok.ru/imgbd/2009/02/14/b4936.jpg http://content.podarki.ru/goods-images/e0ab886f-eaeb-4823-803a-b624e3db5a8b.jpg http:// www.orange-gifts.ru/image/catalog/products/l_12-09-0350.jpg http:// allday.ru/uploads/posts/2010-07/1277984601_22.jpg В презентации использованы материалы из презентаций: Галихузиной Гульназ Ильнуровны , учителя начальных классов (слайды 2-5) Пономаревой Людмилы Александровны учителя начальных классов « Новоаннинской гимназии» (рисунок для 1 слайда, 7 слайд) Шевцовой С.А. с viki.rdf.ru (слайд 12)

Знакомство с цифрой и числом

Девятка — последняя цифра в ряду однозначных чисел. Знакомство с ней должно происходить тогда, когда предыдущие восемь уже изучены.

Перед переходом к изучению девятки необходимо повторить и закрепить пройденный материал, решить примеры на сложение и вычитание однозначных чисел.

Ребенок должен знать ответ на вопрос: чем отличается число от цифры и сколько цифр существует.

Урок проводится в интерактивной форме, при этом используются такие материалы:

  • развивающие игры;
  • ребусы;
  • загадки;
  • пословицы и поговорки;
  • тренажеры для развития мышления и пр.

Чтобы ребенку было комфортно заниматься и легче усваивать информацию, необходимо создать подходящую для обучения обстановку, исключив посторонние звуки (телевизор, телефон, планшет и пр.). Следует создать в комнате рабочую атмосферу. Нежелательно проводить занятие в детской комнате, где много игрушек и других элементов, отвлекающих внимание.

Лучше расположиться за столом в большой светлой комнате. По ходу занятия требуется делать небольшие перерывы, и заниматься в это время двигательной активностью. Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста быстро устает и высидеть долгое время в одном положении ему будет трудно.

В процессе занятия малыш должен освоить написание числа девять, научиться выполнять арифметические действия с ним, концентрировать внимание на объекте и самостоятельно выполнять задачи.

В качестве учебного материала можно использовать:

  • обучающее видео;
  • книги по математике для дошкольников;
  • интерактивные карты;
  • прописи, раскраски;
  • компьютерные игры.

h-bj(1).jpg

Материал должен быть подан таким образом, чтобы заинтересовать ребенка. Это связано с тем, что дети не могут концентрировать внимание на том, что им неинтересно. Усидчивость и внимательность нужно развивать постепенно.

После проведенного урока ребенок должен:

  • знать состав и образование числа 9;
  • уметь соотносить количество предметов и объектов с числом;
  • уметь разбивать число на составляющие.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngznakomstvo_s_chislom_9_tsifroy_9.docx 29.18 КБ

Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/11/05/znakomstvo-s-tsifroy-9
  • https://gotovluskshkole.ru/zanyatiya/matematika_i_logika/kak-nauchit-rebenka-tsifre-i-chislu-9
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/09/28/konspekt-nod-po-matematike-znakomstvo-s-chislom-9-tsifroy-9

Похожие статьи

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации