Андрей Смирнов
Время чтения: ~6 мин.
Просмотров: 0

Звук и буква Ш — план-конспект НОД

  • Кушхова Надежда Сергеевна, Учитель начальных классов

Разделы:Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс:1

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока  новой информации средствами информационных технологий.

Цели по содержанию урока:

  • Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ш] и буквой Ш, правильного произношения звука в слогах, словах.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию фонематического слуха и дифференциации звуков [ж] и  [ш] устной связной речи, произвольного внимания, зрительной памяти;
    • развивать познавательный интерес к предмету;  расширять кругозор.
  • Воспитательные: содействовать формированию коммуникативной  компетенции через диалог, индивидуальную работу, групповую работу.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная.

Средства обучения: учебник, звуковые схемы, фишки, презентация, ПК, мультипроектор.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему урока

– Отгадайте загадку. (Слайд 2)

Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. (Теремок.)

– Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.  

II. Работа по теме урока (Слайд 3)

1. Знакомство с буквой

– На доске перечислены герои сказки, прочитайте.

На доске нарисован теремок и записаны слова.

Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка- трусишка, волк – зубами щелк, волчишка – серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка.

– В свою сказку возьмем не всех. А вот кого… Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка, зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка – серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, ежик-ерш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка. – Догадались? (Тех животных, в названии которых есть звук [ш].) – Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук [ш], который обозначается буквами Ш, ш.  

(Слайд 4)

Рассмотрите букву Ш.На что она похожа? (Ответы детей.)

Г. Виеру

– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:

Когда у расчески три зуба осталось, Тогда буква Ш над ней посмеялась.

– Поэт А. Шибаев увидел букву Швот так:

Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. Сказка начинается…

(Слайд 5)

На доске записано слово «шалаш».

– Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чем его особенность? (Оно читается одинаково: и слева направо, и справа налево.) Бежала мимо… (мышка-норушка), остановилась и спрашивает: – Кто в шалаше живет? А шалаш отвечает: – Я ничей. Расскажешь скороговорку – пущу тебя жить. Мышка согласилась. – Давайте мы тоже выучим скороговорку.

Скороговорка записана на доске.

МЫШКИ И ПЫШКИ

На столе лежали пышки, А в углу играли мышки. Если б не были здесь мышки, Были б целы эти пышки.                         Ю. Щербаков

(Слайд 6)

2. Звукобуквенный анализ слова «груша». Учебник  стр 125.

– Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку. – Интонационно выделите первый звук в слове. (Г-г-груша.) – Назовите первый звук. ([г].) Расскажите об этом звуке. (Это согласный, твердый, звонкий.) – Интонационно выделите второй звук в слове. (Гр-р-руша.) – Назовите второй звук, расскажите о нем. (Звук [р] – согласный, твердый, звонкий.) – Назовите третий звук, расскажите о нем. (Гру-у-уша. Звук [у] – гласный.) – Назовите четвертый звук. (Груш-ш-ша. Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.) – У этого звука есть пара по звонкости–глухости. ([ш] – [ж].) – Назовите пятый звук. (Груша-а-а. Звук [а] – гласный.) – Замените фишки в схемах слов буквами. – Разделите слово на слоги. – На какой слог падает ударение?

Аналогично проводится анализ слова «катушка».

– Сравните звук  [ш] в словах «груша», «катушка». – Какой звук слышится: твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый.) – Прочитайте правило в учебнике.  (Помни у звука «ш» нет мягкой пары) – Подумайте, какая фишка лишняя. Почему? (Лишняя фишка – зеленая, так как звук [ш] всегда твердый.)

(Слайд 7)

– Впустила мышка-норушка ежика-ершика. Живут-поживают. Скачет к шалашу…

3. Подбор слов со звуком [ш].

– Придумайте слова со звуком [ш]. – Придумайте слова, которые начинаются с заглавной буквы Ш. – Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо зайчишка-трусишка. – Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить. А лягушка-попрыгушка говорит: – Выполнишь наше задание, пустим.

4. Работа по учебнику. Чтение слогов и слов.

Хоровое чтение.   Стр. 125

– Прочитайте слоги.

(Слайд 8)

– Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно. – Какими буквами различаются слова в первом столбике? (Буквами ж – ш.) А во втором? (Буквами ш – с.)

(Слайд 9)

– Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание. Он даже вспомнил такие стихи.

Хорошо читающие дети читают стихи.

Веселые звуки

На десятом этаже Жили буквы Ш и Ж. То грустили, то смеялись И квартирами менялись Каждый час. И вот что, кстати, Получилось в результате. Две вороны ворожили, Десять – сено… (ворошили). И сороки не тужили:  У реки пожар… (тушили). А журавль рыбу жарил. Шмель в цветах душистых… (шарил). И беседовал с ужами Заяц, хлопая… (ушами).

– Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. А ежик-ершик предложил прочитать слова в учебнике и подумать, почему у него такое необычное прозвище.

Хоровое чтение словУчебник  стр. 125

(Слайд 10)

Это интересно!

(Слайд 11)

(Слайд 12)

5. Найди слово в слове

– Какие слова можно прочитать, если переставить буквы или убрать лишние? – Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите «спрятанные» слова. (Шар; фарш. Утка, шут; тушь, туша, тушка. Шина; Маша, Миша, ниша, наша.) – Стала и лисушка-подружка жить в шалаше. Дружно живут животные, по вечерам играют в игру «Доскажи». Хотите поиграть?

6. Соедини слоги так, чтобы получились новые слова.

Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.Учебник стр. 126.

(Слайд 13)

– Дополните предложения получившимися словами.

Учитель читает предложения, ученики дополняют словами из учебника.

Я с одноклассниками… (дружу). Я воздухом… (дышу). Я на солнышке… (лежу). Я прощения… (прошу). В гости приходили… (Саша, Даша, Маша). Божьи коровки – это… (жуки). Папа в шкаф вкрутил… (шуруп). Я читаю… (журнал).

(Слайд 14)

– В последнем столбике найдите слово, соответствующее модели. (Мыши.)

Вывод: звук [ш] всегда твердый.

(Слайд 15) ФИЗМИНУТКА

(Слайд 16)

7. Дифференцированная работа по учебнику. Стр. 127

Читают рассказ про кошку Пушинку. – Как звали кошку? – Как шалила Пушинка? – Подчеркните слова с буквой ш.(12 слов.)

(Слайд 17)

8. Дифференцированная работа по карточкам.

Карточка 1.

Ш ш Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги. Подчеркните слово, в котором больше всего слогов. (Лошадка.)

Карточка 2.

Ж ж Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги. Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. (Движение.)

Карточка 3.

Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестерка.)

Карточка 4.

Составьте слова (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и«шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните. (Шалаши.)

Карточка 5.

Ш или Ж? Впишите букву ш или ж.

III. Итог урока

(Слайд 18)

Ребус: 

15.05.2012

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngnod_znakomstvo_s_bukvoy_sh.docx 367.94 КБ

Используемые источники:

  • https://urok.1sept.ru/статьи/617678/
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2017/01/16/konspekt-obrazovatelnoy-deyatelnosti-znakomstvo-s-bukvoy-i

Похожие статьи

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации